Версия для слабовидящих transparent_line
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Belorussia_map
)
Меню
h_line_delimetr
Налоговая служба



О порядке учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями

Постановлением МНС от 30.01.2019 № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов» (далее — Постановление) утверждена Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов (далее – Инструкция), которая определяет порядок ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, включая плательщиков единого налога  с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально (далее – плательщики).

В пункте 4 Инструкции закреплен ряд терминов и их определений («документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции», «имущество», «курсовые разницы», «обязательство», «учетный документ», «хозяйственная операция»). Установлены единые подходы для всех категорий плательщиков в отношении документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, определен перечень таких документов (пункты 6-8 Инструкции). Закреплено право плательщиков составлять первичный учетный документ единолично в случаях и порядке, установленных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58» (пункт 9 Инструкции).

Пунктом 13 Инструкции установлен перечень учетных документов, формы которых содержатся в приложении к Инструкции. Обязанность по ведению плательщиком конкретных учетных документов зависит от применяемого им режима налогообложения и вида уплачиваемых налогов.

По сравнению с ранее действовавшими формами значительные изменения претерпела форма книги учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг). Так, из формы книги учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), которую ведут плательщики единого налога, исключен Раздел II «Учет товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза». Теперь учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского эконо мического союза, плательщики единого налога будут осуществлять в Части I книги  учета сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 94 Инструкции. Учет валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) плательщики единого налога осуществляют в соответствии с главой 2 Инструкции.

Частью пятой пункта 13 Инструкции предусмотрено, что в формы учетных документов, установленных Инструкцией, при необходимости детализации учета плательщиками могут вводиться дополнительные графы.

Одновременно, в целях упрощения порядка ведения учета плательщикам предоставлено право вместо форм книги учета основных средств, книги учета нематериальных активов, книги учета отдельных предметов в составе оборотных средств, книги учета сырья и материалов и книги учета товаров (готовой продукции), установленных Инструкцией, самостоятельно разработать формы таких учетных документов, предусмотрев в них показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) показатели, отражающие учет имущества и его реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой ими деятельности (часть шестая пункта 13 Инструкции).

В соответствии с пунктами 37 и 38 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог) нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных учета доходов и расходов, который обязаны вести в порядке, установленном министерством. Таким образом, для целей определения налоговой базы подоходного налога расходы индивидуальных предпринимателей учитываются в порядке, предусмотренном таким учетом.

В этой связи в положениях Инструкции  порядок учета доходов и расходов определен в зависимости от выбранного плательщиком принципа определения доходов от реализации, учет сумм НДС - от  метода определения момента фактической реализации.

В целях реализации положений подпункта 21.1 пункта 21 статьи 205 Налогового кодекса в главе 7 Инструкции определен порядок учет поступления и реализации товаров в суммовом выражении при осуществлении индивидуальными предпринимателями оптовой торговли.

В главах 3-6 и 8 Инструкции закреплен порядок учета основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья и материалов, готовой продукции и товаров, доходов и расходов для плательщиков подоходного в зависимости от выбранного ими принципа определения доходов от реализации. При этом для плательщиков подоходного налога, определяющих доходы от реализации по принципу оплаты, в целом сохранен действовавший ранее порядок учета основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья, материалов, готовой продукции и товаров.

Пунктом 90 Инструкции закреплено право индивидуальных предпринимателей разовые выдачи наличных денег на оплату труда производить отдельным лицам по расходным кассовым ордерам, нескольким лицам - по платежным ведомостям.

Таким образом, Постановлением упрощен  порядок ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями.

 
О применении отдельных положений Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 151) Министерством по налогам и сборам в части порядка исчисления налога на добавленную стоимость сообщается следующее.

Указ № 151 зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 19 апреля 2019 г. № 1/18308 и опубликован на сайте Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь (http://www.pravo.by) 23 апреля 2019 г.

1. Подпунктом 1.5 пункта 1 Указа № 151 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» (далее – Указ № 99).

Так, согласно данным изменениямдо 31 декабря 2019 г. включительно предусматривается ограничение вычета уплаченных сумм «ввозного» НДС, взимаемого таможенными органами, путем установления отсрочки в 30 дней на такой вычет в отношении товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и реализуемых (предназначенных для реализации) в неизменном состоянии, в том числе в неизменном виде.

Подпункт 1.5 пункта 1 Указа № 151 вступил в силу после его официального опубликования (пункт 6 Указа № 151), то есть с 24 апреля 2019 г.

По товарам, ввезенным в период с 1 января 2019 г. по 23 апреля 2019 г. на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и реализуемых (предназначенных для реализации) в неизменном состоянии, в том числе в неизменном виде,ограничение вычета уплаченных сумм «ввозного» НДС, взимаемого таможенными органами, не применяется.

Справочно: сумма НДС, уплаченная по товарам, ввезенным с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза до 31 декабря 2018 г. (включительно), подлежит вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 60 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Пример 1. Организация (резидент Республики Беларусь) осуществляет оптовую торговлю импортированными товарами. С территории Республики Польша по договору купли-продажи с польской организацией ввезен товар. При таможенном декларировании уплачен в декабре 2018 г. «ввозной» НДС. В графе «С» декларации на товары указана дата выпуска товаров - 17.12.2018. Товар реализован на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии покупателю 26 декабря 2018 г.

Установленный Указом № 99 срок (60-й день) истекает 15 февраля 2019 года.

Сумма «ввозного» НДС принимается к вычету (с учетом истечения 60-дневного срока) в феврале 2019 г. и подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС, представленной за:

январь-февраль 2019 г. по сроку не позднее 20 марта 2019 г, если выбранный организацией отчетный период – календарный месяц;

I квартал 2019 г. по сроку не позднее 22апреля 2019 г., если выбранный организацией отчетный период – календарный квартал.

 

В соответствии с пунктом 28 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении товаров, ввезенных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов. Дата ввоза определяется по дате выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.Дата выпуска товаров указывается в графе «С» декларации на товары.

Следовательно, положения Указа № 99 (в редакции Указа № 151) применяются в отношении импортированных товаров, которые ввезены на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, т.е. выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с 24апреля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. включительно.

Сумма «ввозного» НДС, уплаченная при ввозе товаров с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, подлежит вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 30 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Определение установленного Указом № 99 (в редакции Указа № 151) срока (30 дней) производится в порядке, установленном статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь:

отсчет 30 дней начинается на следующий день после даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

право на вычет наступает в том отчетном периоде, в котором истек 30-дневный срок, независимо от того, на какой день (выходной и (или) нерабочий государственный праздник (нерабочий праздничный день)) приходится последний день установленного 30-дневного срока.

При этом при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (кроме ввоза товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза) налоговые вычеты производятсяпри выполнении условий, установленных статьями132, 133 НК, в том числе на основании электронных счетов-фактур, направленных плательщиком на Портал (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 132 НК).

 

Пример2.Организация (резидент Республики Беларусь) осуществляет оптовую торговлю импортированными товарами. С территории Республики Польша по договору купли-продажи с польской организацией ввезен товар. При таможенном декларировании уплачен в апреле 2019 г. «ввозной» НДС. В графе «С» декларации на товары указана дата выпуска товаров - 18.04.2019. Товар реализован на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии покупателю 26апреля 2019 г. (электронный счет-фактура направляется на Портал электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 131 НК).

Учитывая, что изменения в Указ № 99 вступили в силу с 24 апреля 2019 г., следовательно,в рассматриваемом примере ограничение вычета сумм «ввозного» НДС, взимаемого таможенными органами, не применяется.

Сумма «ввозного» НДС принимается к вычету в апреле 2019 г. в общеустановленном порядке и подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС, представленной за:

январь - апрель 2019 г. по сроку не позднее 20 мая 2019 г., если выбранный организацией отчетный период - календарный месяц;

II квартал 2019 г. по сроку не позднее 22 июля 2019 г., если выбранный организацией отчетный период - календарный квартал.

Пример 3. Организация (резидент Республики Беларусь) осуществляет оптовую торговлю импортированными товарами. С территории Республики Польша по договору купли-продажи с польской организацией ввезен товар. При таможенном декларировании уплачен в апреле 2019 г. «ввозной» НДС. В графе «С» декларации на товары указана дата выпуска товаров – 25.04.2019. Товар реализован на территории Республики Беларусьв неизменном состоянии покупателю 30апреля 2019 г. (электронный счет-фактура направляется на Портал электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 131 НК).

Установленный Указом № 99 (в редакции Указа № 151)срок (30 дней), истекает 25 мая 2019 г.

В соответствии с подпунктом 18.13 пункта 18 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сбора от 03.01.2019 № 2,до наступления права на вычет сумма «ввозного» НДС отражается в строке 15.1 раздела IV налоговой декларации (расчете) по НДС предоставленной за январь-апрель 2019 года, по сроку не позднее 20 мая 2019 г, если выбранный организацией отчетный период – календарный месяц.

Сумма «ввозного» НДС принимается к вычету (с учетом истечения 30-дневого срока) в мае 2019 г. и подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС, представленной за:

январь-май 2019 г. по сроку не позднее 20 июня 2019 г, если выбранный организацией отчетный период – календарный месяц (при этом сумма «ввозного» НДС отражается в строке 1.3 раздела IV налоговой декларации (расчете) по НДС с одновременным уменьшением ранее отраженных сумм «ввозного» НДС в строке 15.1 раздела IV налоговой декларации (расчете) по НДС);

II квартал 2019 г. по сроку не позднее 22 июля 2019 г., если выбранный организацией отчетный период – календарный квартал.

 
О проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства

Подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, вступившей в силу с 01.01.2019 (далее - НК), на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя – проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Справочно. Такая обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей была предусмотрена с 01.01.2013 подпунктом 1.9 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Указанная норма направлена на профилактику и предупреждение негативных последствий, связанных с неполной и (или) несвоевременной уплатой платежей в бюджет либо отсутствием у плательщика соответствующих действительности документов, подтверждающих легальность приобретения товара, и ее выполнение является одной из мер должной осмотрительности плательщика.

В подпункте 1.16 пункта 1 статьи 22 НК предусмотрено два требования:

во-первых, проверка первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства;

во-вторых, в случае оформления первичных учетных документов от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя – проверка принадлежности их отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

1. Проверка первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 НК налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Таким образом, поскольку в соответствии с абзацем тринадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета, необходимость проверки первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства объективно обусловлена взаимосвязью налогового и бухгалтерского учетов.

Пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете определены требования к первичному учетному документу. Так, первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:

наименование документа, дату его составления;

Справочно. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения;

наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

При этом следует отметить, что положения Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» не распространяются на индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем нормами НК предусмотрено, что индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, составляют первичные учетные документы по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов. Учет доходов и расходов ведут индивидуальные предприниматели-плательщики подоходного налога с физических лиц (пункт 38 статьи 205 НК, далее – подоходный налог). Порядок ведения такого учета, а также порядок ведения учета иными категориями индивидуальных предпринимателей и требования к первичным учетным документам определены Инструкцией о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам от 30.01.2019 № 5 (далее – Инструкция).

Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что первичные учетные документы, принимаемые к учету, если иное не установлено пунктом 20 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12, и пунктом 9 Инструкции, должны содержать следующие обязательные сведения:

наименование документа, дату его составления;

наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

фамилии, инициалы, подписи и должности (при их наличии) лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления.

При этом пунктом 7 Инструкции предусмотрено, что документами, подтверждающими совершение хозяйственных операций в том числе являются составленные в соответствии с законодательством первичные учетные документы, включенные в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360. Пунктом 3 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете также предусмотрено, что формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.

Так, в частности, в указанный перечень включены товарно – транспортные и товарные накладные, формы которых, а также порядок заполнения установлены Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.06.2016 № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной и товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23»
(далее – Инструкция № 58).

При этом в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 912) товарно-транспортная накладная и товарная накладная включены в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Таким образом, для выполнения плательщиками требований подпункта 1.16 пункта 1 статьи 22 НК необходимо проверять наличие и достоверность в первичном учетном документе обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете (пунктом 6 Инструкции), а в отношении товарно-транспортных и товарных накладных – соответствие форме, установленной Инструкцией № 58, а также оформление их на бланках документов с определенной степенью защиты.

Справочно. Закон о бухгалтерском учете, акты Президента Республики Беларусь и Инструкция предоставляют возможность в отдельных случаях единолично составлять первичный учетный документ. Такие случаи определены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58», Положением о Парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий».

2. Проверка первичных учетных документов, информация о бланках которых размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

В электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД) содержится информация о реализованных бланках. Согласно пункту 14 Положения о порядке ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденного постановлением № 912, информация о покупателе бланков, дате реализации бланка, признании бланка недействительным, является общедоступной информацией и предоставляется посредством сети Интернет по адресу http://blank.bisc.by. Для получения общедоступной информации о бланке необходимо сформировать запрос по коду, номеру и серии бланка. Информация о реализованном бланке будет предоставлена в разрезе УНП и наименования субъекта предпринимательской деятельности, приобретшего бланк, а также даты его приобретения. В случае, если реализованный ранее бланк признан недействительным, в том числе по причине его утраты, хищения, порчи, повреждения, запрета использования, брака, уничтожения и т.п., информация будет представлена в разрезе даты признания бланка недействительным.

Учитывая изложенное, в случае оформления первичных учетных документов, а именно товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя, плательщики:

проверяют наличие в товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона (пунктом 6 Инструкции) о бухгалтерском  учете;

проверяют посредством сети Интернет по адресу http://blank.bisc.by:

соответствие наименования грузоотправителя и его УНП, указанных в товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной, информации о покупателе бланков, содержащейся в ЭБД;

дату реализации бланков, которая не должна быть позже даты составления товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной;

действительность бланка товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной (отсутствие информации в ЭБД об аннулировании такого бланка либо признании его недействительным, на дату составления товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной).

При отсутствии возможности подключения к сети Интернет организация и индивидуальный предприниматель вправе обратиться с письменным заявлением в налоговый орган либо в организацию, осуществляющую реализацию бланков, за получением указанной общедоступной информации о бланке.

О проверке товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной, составленных в виде электронного документа.

Пунктом 7 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктом 12 Инструкции установлено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

С 2015 года субъекты хозяйствования вправе для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя оформлять товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов (далее – электронные накладные).

В соответствии постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2014 № 202 «О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156» передача и получение электронных накладных осуществляются EDI-провайдерами – резидентами Республики Беларусь, получившими в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота.

Информация об EDI-провайдерах, получивших в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота, размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси
(http://ids.by/index.php?option=com_content&view=article&id=226&Itemid=43#REESTR).

Справочно. По состоянию на 01.04.2019 аттестат оператора электронного документооборота выдан пяти юридическим лицам Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли» (дата первой выдачи аттестата 31.10.2014), ООО «Электронные документы и накладные» (дата первой выдачи аттестата 23.06.2017), ООО «Информационные производственные архитектуры» (дата первой выдачи аттестата 11.10.2017), РУП «Издательство «Белбланкавыд» (дата первой выдачи аттестата 07.12.2017),
РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» (дата выдачи аттестата 13.07.2018).

Согласно пункту 3 Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси от 17.04.2014 № 22/4 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений и установлении формы удостоверительной надписи на форме внешнего представления товарно-транспортных и товарных накладных, созданных в виде электронных документов, на бумажном носителе», электронные накладные должны содержать сведения и реквизиты, указанные в формах товарно-транспортной накладной и товарной накладной, установленных согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23», за исключением подписей уполномоченных лиц. Кроме того, в дополнение к обязательным для заполнения реквизитам товарно-транспортных и товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, в электронных накладных указываются международные идентификационные коды участников хозяйственной операции (глобальные номера расположения – Global Location Number (GLN), присваиваемые в порядке, установленном законодательством, и международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы - Global Trade Item Number (GTIN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 202 электронные накладные считаются созданными, если они подписаны электронной цифровой подписью участников (грузоотправитель, грузополучатель) электронного обмена данными (Electronic Data Interchange (EDI) в части товарно-транспортных и товарных накладных, переданы и получены через оператора (операторов) электронного документооборота.

Таким образом, при составлении электронных накладных от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя, плательщики обязаны:

осуществлять передачу и получение накладных только через аттестованных EDI-провайдеров;

проверять наличие в электронных накладных обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском  учете (пунктом 6 Инструкции), за исключением подписей уполномоченных лиц;

проверять наличие электронной цифровой подписи участника (грузоотправитель, грузополучатель) на электронной накладной.

 
Налоговые льготы для сельской местности

В целях создания условий для развития торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг  на территории сельской местности и малых городских поселений 22 сентября 2017 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее – Указ № 345).

Указом № 345 с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года установлены дополнительные налоговые льготы:

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), осуществляющих следующие виды деятельности на территории сельской местности:

- розничную торговлю в торговых объектах, розничную торговлю на торговых местах на рынках, розничную торговлю на ярмарках, общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг, поименованных в приложении к Указу № 345;

- для микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории малых городских поселений:

- общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг, поименованных в приложении к Указу № 345.

Так, при осуществлении льготируемой деятельности с 01.01.2018 по 31.12.2022:

1) организации и ИП освобождаются от НДС в части оборотов от реализации товаров (работ, услуг), возникающих от льготируемой деятельности;

2) организации исчисляют и уплачивают налог на прибыль по ставке 6% в части прибыли от реализации товаров (работ, услуг), полученной от льготируемой деятельности;

3) ИП - плательщики подоходного налога исчисляют данный налог по ставке 6% от доходов, полученных от льготируемой деятельности и уменьшенных на сумму налоговых вычетов;

4) ИП – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) уплачивают единый налог в размере 1 базовой величины (БВ) за месяц. Размер БВ берется на дату представления налоговой декларации в налоговый орган. Выручка от реализации, полученная при осуществлении указанной деятельности, освобождается от доплаты единого налога.

Для пользования льготами необходимо вести раздельный учет оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на указанной территории. А для применения льготной ставки по налогу на прибыль и подоходному налогу также необходим раздельный учет затрат (расходов) по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Кроме того, в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 у юридических лиц и микроорганизаций освобождаются от налога на недвижимость:

- расположенные в сельской местности капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются торговыми объектами, объектами общепита, объектами бытового обслуживания;

- расположенные на территории малых городских поселений капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются объектами общественного питания и бытового обслуживания.

Земельные участки, находящиеся под этими капстроениями, освобождаются от земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.

Освобождение применяется при условии осуществления в этих капстроениях в календарном месяце льготируемой деятельности. Для применения освобождения не имеет значения целевое использование или неиспользование остальной части капстроений, которая не занята торговыми объектами, объектами общепита и бытового обслуживания .

Обращаем внимание, что действие Указа № 345 не распространяется:

- на розничную торговлю автомобильным топливом, механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами, ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Согласно полномочиям, предоставленным пунктом 4 Указа № 345, Брестским областным Советом депутатов принято решение от 27.11.2017 № 286 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345» (далее - решение).

Решением установлены перечни населенных пунктов и территорий вне населенных пунктов, относящихся к территории сельской местности, и населенных пунктов, относящихся к территории малых городских поселений. Текст решения размещен на региональной странице Брестской области сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе «Местные налоги (сборы), областные, 2018».

 
Вопрос-ответ

ВОПРОС: В 2018 году организация являлась плательщиком налога на добавленную стоимость. В октябре 2018 года  организация отгрузила товары, и  отразила оборот в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация по НДС) за январь - декабрь 2018 г. В январе 2019 года от покупателя вернулась часть товаров. Однако с 01.01.2019 вышеуказанная организация перешла на упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Уменьшаться ли обороты по реализации товаров в связи с возвратом товара?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 5 статьи 129 Налогового кодекса в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, возврат которых (отказ от которых) или уменьшение стоимости которых произведены в период применения продавцом особого режима налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость и оборот по реализации которых учитывался им при определении налоговой базы в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором произведены возврат покупателем продавцу товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или уменьшение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, изменения в части корректировки оборотов по реализации, установленной пунктом 1 статьи 129 Налогового кодекса вносятся в налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость за такой предшествующий налоговый период при выполнении в совокупности условий, определенных пунктом 3 статьи 129 Налогового кодекса.

Таким образом, у плательщика уменьшаться обороты по реализации товаров для целей исчисления налога на добавленную стоимость за январь-декабрь 2018 года при наличии выставленного продавцом дополнительного (исправленного) электронного счет-фактуры,  подписанного покупателем электронной цифровой подписью.

 

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
225612, г.Дрогичин, ул.Ленина, 138,
e-mail: drgrik@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01644-3-46-41
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
225612, г.Дрогичин, ул.Ленина, 138,
e-mail: drgrik@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский