История
Дрогичинщина – живописный уголок в юго-западном Полесье, богатый историей, самобытной культурой и традициями.
По данным археологии древнейшие поселения
каменного века возникли в северной части Дрогичинщины в 11-9 тысячелетиях
нашей эры.
Наиболее известные стоянки были открыты в
окрестностях деревни Кокорица и в урочище «Герады», в 4 км от Хомска.
В эпоху бронзы, на рубеже 3-2 тысячелетий
до н.э., земледельческие племена заняли речные долины, приозерные низменности,
и постепенно освоили все пространство современной Дрогичинщины.
В начале железного века, 1 тысячелетия до
н.э., на южные рубежи Полесья пришли племена индоевропейцев, которые в процессе
переселения народов смешивались с другими народностями, образуя Зарубинецкую
культуру. Однако уже в начале нашей эры многочисленные племена славян
заняли пространства Восточной Европы. В данный период земли Дрогичинщины
находились в пределах исторической прародины славян-области, где славяне
окончательно сформировались, как этническая общность. В те далекие века Ясельда
служила важным рубежом, к северу от которого проживали враждебные ятвяги. По
южному берегу Ясельды славяне возвели укрепления «Загородь». С тех пор
за нашим краем закрепилось старинное название «Загородье».
С возникновением государственности у
восточных славян Загородье вошло в состав Туровской земли, а позднее Киевского
княжества.
Самым древним летописным поселением нашего
края является город Здитов на Ясельде, впервые упомянутый в 1005 году волостей,
принявших крещение.
В 13 веке, с началом раздробленности Руси
Дрогичинщина вошла в состав Галицко-Волынской земли. Одновременно Загородье
стало предметом спора между галицкими и литовскими князьями. Спор разрешило
монгольское нашествие 1240 года: южнорусские земли были разорены и ослаблены, в
результате чего Загородье вошло в состав Великого Княжества Литовского.
В конце 14 века земли Дрогичинщины были
впервые обозначены на географических картах. Среди отмеченных поселений был
«Радостув», современное Радостово в южной части района.
В 1409 году в письменных источниках
впервые упомянуто селение «Бездеж», которое великий князь Витовт передал
костелу.
В писцовых грамотах 1452 года впервые
упомянуты села Довечоровичи (с 17 века – Дрогичин), Вавуличи и Симоновичи.
В 1519 году Довечоровичи перешли во
владение королеве Боне Сфорца, которая стремилась превратить юго-западное
Полесье в образцовое хозяйство. С этой целью в 1552-1556 годах в
полесских владениях королевы была проведена волочная помера, ставшая началом
первой аграрной реформы на белорусских землях.
В 1623 году село Довечоровичи получило
статут местечка.
В 1648 году земли Дрогичинщины были
разорены в ходе казацко-крестьянской войны 1648-1652 годов.
Последовавшая война между Россией и Речью
Посполитой окончательно опустошила край.
Во время Северной войны 1700-1721 годов
наши земли стали ареной борьбы между конфедерациями, польско-шведскими и
российскими войсками. В мае 1706 шведская армия по приказу Карла 12 осадила и
захватила замок-крепость Жабер на реке Ясельде. Впоследствии весь Дрогичинский
край вновь был сожжен и разграблен.
Дальнейшая история 18 века на Дрогичинщине
стала временем культурного возрождения. В 1710 году были заложены первые камни
Тороканьского монастыря, который в середине века стал главным центром Литовской
провинции ордена Базилиан. Возводились деревянные церкви во всех селах.
В 1778 году, по административной реформе,
местечки Дрогичин и Хомск получили статус городов, и на землях края были
образованы Дрогичинское и Хомское графства.
В результате последнего раздела Речи
Посполитой в 1795 году Дрогичинщина вошла в состав Российской империи.
В 1798 году в Хомске была построена
первая на белорусских землях фабрика.
В начале Отечественной войны 1812 года наш
край был занят саксонскими войсками генерала Ренье. Однако, в июле 1812
года силы 3-ей русской армии генерала Тормасова нанесли поражение саксонцам под
Хомскам, Дрогичином и Антополем, но вынуждены были отойти на Украину в виду
многократного превосходства противника.
В 1860 годах для усиления православия на
Дрогичищине строились церкви, открывались школы, и в местечках – народные
училища.
Значительную роль в хозяйственном развитии
региона сыграло строительство Полесской железной дороги. Участок в Дрогичине
был завершен в 1882 году.
В начале 20 века в крае развивалось мелкое
предпринимательство, действовали десятки небольших предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности, мелкие кирпичные, меловые заводы, лесопилки и
кузницы.
В годы революции 1905-1907 годов волнения
крестьян и рабочих охватили деревни и местечка Загородья.
Во время первой Мировой войны наш край
вновь подвергся опустошению: в 1915 году население было принудительно выселено
и отправлено в беженцы. Десятки деревень были сожжены.
В 1919 году Дрогичинские земли были заняты
поляками. Однако, наступление 16-й Советской армии принудило их покинуть
пределы Беларуси.
Неудачные для Красной Армии бои под
Варшавой позволили полякам перейти в контрнаступление и вновь занять
юго-западное Полесье. В ноябре 1920 года был образован Дрогичинский повет
Полесского воеводства. В повете действовали два подпольных райкома КПЗБ
«Лесной» и «Имени Красина».
Загородье находилось в составе Польши до
сентября 1939 года. 22 сентября 1939 года Дрогичинщина была освобождена от
поляков.
Тогда, в далеком 1940-м году, Дрогичинский
район делал только первые шаги. Исчезали хутора, создавались сельские Советы.
Было много разных событий – и будничных, и героических, и трагических.
Первоначально на территории нынешнего
района было образовано два района – Антопольский и Дрогичинский. В состав
Дрогичинского вошли Хомская, Дрогичинская и части Брашевичской, Воловельской,
Осовецкой, Бездежской волостей. Административно район делился на 10
сельских Советов, численность которых в последующие годы выросло до 23.
Действовало 4 кирпичных и 4 бетонных завода, 2 сыроварки, винокуренный завод.
В районе насчитывалось 36 тысяч гектаров
пахотной земли. 10 июля 1940 года в районе были образованы первые колхозы в
деревнях Гурка и Осовцы.
Безусловно самыми тяжелыми и трагическими
для жителей района стали годы войны. Только за один день в августе 1941 года
каратели уничтожили в деревне Хомск около 2-х тысяч мирных жителей.
15 ноября 1942 года немцы провели масовый
расстрел еврейского населения в Антополе. И таких жестоких примеров, к
сожалению, очень много. В обстановке ненависти к кровавому оккупационному
режиму росло стремление людей к борьбе с ним. С Дрогичинской землей связаны
имена партизан-героев Алексея Черткова, Евгения Макаревича, Дмитрия Карповича
Удовикова. В дань уважения героям в микрорайонах города появились улицы,
названные в честь Героя Советского союза Павла Алексеевича Белова, командующего
61-й армией полки которой освобождали Дрогичин 17 июля 1944 года, Анатолия
Ильича Зосика, полного кавалера ордена Славы.
Выстояв в кровопролитной и жестокой войне,
унесшей тысячи жизней, оставившей покалеченные судьбы людей, пепел сожженных
деревень, Дрогичинская земля возродилась для новой жизни.
Героизм, проявленный на фронтах войны,
возымел продолжение в трудовых свершениях периода мирного строительства.
Возобновление разрушенного народного хозяйства требовало огромного напряжения
людских и материальных ресурсов. Но вместе с тем это было время перемен. Несли
эти перемены люди – простые труженики, специалисты, руководители.
Проводилась огромная работа по
восстановлению объектов народно-хозяйственного назначения, налаживалась
промышленность. В мае 1945 года военно-строительные отряды начали
восстановление Днепро-Бугского канала. В том же году дал свою первую продукцию
Закозельский спиртзавод, выпустил первую партию кирпича кирпичный завод в
деревне Гошево, возобновил работу известковый завод в Бездеже.
К середине 50-х годов в районе было
построено более 4 тысяч зданий и сооружений, включая жилые дома и
производственные помещения.
Одна за другой открывались школы,
учреждения медицины и культуры. Еще в годы войны возобновила свою работу газета
«Красная заря», редактором которой был Павел Петрович Пчелка.
В 1953 году в Дрогичине вступила в строй
хлебопекарня, в 1955 г.- новый маслосырзавод.
История сельского хозяйства начинается в
первые послевоенные годы. Нелегкие задачи стояли перед сельскими тружениками
района. Урожайность первых послевоенных лет составляла 5-7 центнеров с гектара
зерновых, 50-70 центнеров картофеля. В апреле 1945 года крестьяне деревни
Дубровки организовали первый после войны в районе колхоз. Но уже к концу 49-го
года в районе насчитывалось 84 колхоза.
В 1951 году произошло укрупнение колхозов.
Это дало возможность обеспечить их квалифицированными кадрами. На полях и
фермах начала применяться механизация, более быстрыми темпами возводились
производственные и социально-бытовые помещения.
Не смотря на трудности послевоенных лет, в
районе строились школы. К началу 50-х годов работали 1 средняя, 8 неполных
средних, 57 начальных школ. Первые послевоенные учителя порой не имели
соответствующего образования, но их энтузиазму и трудолюбию в то время можно
было позавидовать.
В 1950-м году в Дрогичине начала работать
школа механизации сельского хозяйства, которая выросла до современного
аграрного коледжа.
Развивалась и система здравоохранения
района. Если в 1945 году в районе работало только 2 врача и 9 средних
медицинских работников, то в 1954 году здоровье района оберегало уже 100
квалифицированных медицинских работников.
Конец 50-х, первая половина 60-х годов
стали временем самого значимого индустриального подъема в истории Дрогичинского
района. К 1963 году была полностью завершена электрофикация района. Вступили в
строй Дрогичинксий трактороремонтный и масло-сыр заводы, автопарк,
строительные организации, мелиоративная организация ПМК-3. Через территорию
района были проложены линии ЛЭП и участок нефтепровода «Дружба». В 1967 году
Дрогичин получил статус города.
В клубах и Домах культуры готовились
первые концерты художественной самодеятельности.
Благодаря усилиям тружеников района
развивались основные отрасли народного хозяйства.
В 1967 году оформился современный облик
района, а городской поселок Дрогичин был преобразован в город районного
подчинения.
В 1984 году было завершено строительство
автомагистрали Гомель-Брест, ставшей важной транспортной артерией на территории
Дрогичинщины.
Безусловно, последующие десятилетия тоже
были богаты на события. Поступательно внедрялись в разные сферы деятельности
научно-технические достижения, совершенствовались механизмы и методы
управления, развивались действующие предприятия.
В 80-е годы начали выпускать продукцию
комбикормовый завод, Антопольская ватно-прядильная фабрика и другие
предприятия. Огромный рывок сделал строительный комплекс. К середине 90-х годов
строительными организациями района было построено около 500 объектов различного
социального значения, более 350 километров дорог.
История суверенного Белорусского
государства – это период экономического и социального подъема, развития на
благо человека и будущих поколений.
Страна получила большие возможности для
развития. В первую очередь благодаря Президенту Беларуси Александру
Григорьевичу Лукашенко, который является для нас всех гарантом стабильности
общества и конституционных прав граждан.
Посещая наш район в 2005 году, Глава
государства высоко оценил характер и трудолюбие дрогичинцев и дал старт
реализации Государственной программы возрождения и развития села. Сегодня в
районе действует 13 агрогородков.
И мы по-настоящему гордимся этим. Не имея
промышленных гигантов, общими усилиями тружеников всех отраслей
народнохозяйственного комплекса район обеспечивает поступательное
социально-экономическое развитие.