Уполномоченные по защите прав потребителей
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Рабочий телефон |
1 |
Калютич Елена Ивановна |
начальник юридического отдела Дрогичинского райисполкома |
8(01644)20813 |
2 |
Лопачук Наталья Григорьевна |
главный специалист отдела экономики Дрогичинского райисполкома |
8(01644)71301 |
Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров |
Алгоритм действий потребителя при приобретении некачественной продукции При приобретении некачественной продукции, потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара:
* сведения об изготовителе и поставщике должны быть указаны в маркировке товара (на этикетке, упаковке и т.п.) в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» 1. Потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца (книга замечаний и предложений предоставляется потребителю по первому требованию), в которой должны быть четко сформулированы требования потребителя 2. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать:
При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена 3. Рекомендуется обратиться (по месту расположения торгового объекта) в орган Министерства здравоохранения - Центр гигиены и эпидемиологии города (района), а также при необходимости в территориальный орган Государственного комитета по стандартизации для обеспечения оперативной проверки (с отбором проб при необходимости). Обращаем внимание, что товар, приобретенный и находящийся на хранении у потребителя (вне зависимости от продолжительности срока хранения), как правило, исследованию (проверке качества, экспертизе) не подлежит
Права потребителя и требования к организации торгового процесса Права потребителя и продажа продовольственных товаров регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703). Каждый покупатель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей, информацию о товарах, свободный выбор товаров, надлежащее качество, количество и безопасность товаров. Установление каких –либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара не допускается, за исключением преимуществ, предусмотренных законодательством Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. Продажа сырых продовольственных товаров (яиц, мяса, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, овощей и других подобных товаров) за одним прилавком совместно с продовольственными товарами, готовыми к употреблению, не допускается. К реализации не допускаются овощи и плоды, имеющие признаки недоброкачественности, с нарушением целостности кожуры. Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто. По просьбе покупателя при наличии соответствующего автоматизированного оборудования должна быть произведена нарезка сыра, колбасных изделий и копченостей. Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания (запрещается нарезка покупателями и подсобными рабочими). Для проверки покупателем правильности цены товаров, массы в торговом зале на доступном месте должны быть установлено измерительное оборудование Установлен запрет на реализацию пищевой продукции по истечении установленных срока годности и (или) срока хранения.
1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (этикетка, упаковка, листок-вкладыш, ярлык, клейма и штампы, ценники и т.д.). Маркировка упакованных пищевой продукции должна быть полной и достоверной, понятной, легкочитаемой (на русском и (или) белорусском языках) и должна содержать следующие сведения:
Надписи, знаки и символы должны быть контрастными фону, на которые нанесена маркировка. Способ доведения информации должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности продукта, при соблюдении установленных изготовителем условий хранения
На ценнике размещается информация:
По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товара, а также содержащих информацию о сроке изготовления и сроке годности развесного товара
2. Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и индивидуальные предприниматели на рынках в том числе!). Предъявить претензию по некачественному товару Вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.
Не подлежат обмену и возврату доброкачественные продовольственные товары 3. Если Вы приобрели некачественную продукцию Вы вправе потребовать по своему выбору:
Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена Пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации:
Обоснованные требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, максимальный срок - 7 дней, при необходимости проведения экспертизы - максимальный срок - 14 дней .
При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного и частичного использования товара, потери им товарного вида и т. д. Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 7 дней со дня подтверждения потребителем размера убытков. За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя продавец, допустивший нарушение сроков, уплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. Экспертиза должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом.
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы продукции лично или через своего представителя, спорить заключение экспертизы товара только в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.
Продукция с истекшим сроком годности является некачественной и не должна подлежать реализации. Потребитель имеет права на возврат некачественного продукта, даже если он приобретен со скидкой.
4. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не ответил или не удовлетворил требование потребителя – потребитель вправе обратиться (с приложением подтверждающих документом) в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей, суд. (с исковым заявлением за защитой нарушенных прав). Государственные органы по защите прав потребителей (в соответствии с полномочиями и компетенцией):
Уполномоченные по защите прав потребителей
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ПРЕТЕНЗИИ _______________________________ (наименование предприятия, организации либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) _______________________________ (адрес предприятия, организации, индивидуального предприятия)
_______________________________ (Ф.И.О. потребителя) _______________________________ (адрес места жительства или работы, учебы) _______________________________ ( контактный номер телефона.) П Р Е Т Е Н З И Я
Изложение сути претензии (когда, где и что было приобретено / когда, где и какие работы выполнены, услуги оказаны; по какой цене; чем вы это можете подтвердить; недостатки товара / работы, услуги; сведения о соблюдении сроков, установленных договором, к кому обращались с заявлением, претензией, результаты рассмотрения и др.)_______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ На основании изложенного прошу удовлетворить следующие требования:________________________________________________________ __________________________________________________________________ в следующие сроки _________________________________________________
__________________ ______________/________________________ (дата) (подпись) (фамилия, инициалы) Примечание. Оставьте себе копию претензии, возможно, она понадобится Вам в дальнейшем при обращении за помощью в исполком или для суда. Претензию можно подать несколькими способами: 1) Направить по почте письмом с уведомлением (в таком случае Вам вернется заполненная Вами при отправлении квитанция, в которой будет указано, когда адресат получил Вашу претензию) 2) Вручить непосредственно руководителю или уполномоченному на прием заявлений работнику организации, индивидуальному предпринимателю. В этом случае попросите, чтобы на Вашей копии сделали отметку о дате принятия претензии, регистрации с присвоением входящего номера, данных о лице, принявшем претензию 3) Изложить в книге замечаний и предложений. Если Вы не знаете наименования, места нахождения продавца (исполнителя) или претензия, направленная с уведомлением, вернулась с пометкой «адресат выбыл», «не проживает», «нет такой организации», изучите раздел «Защита прав потребителей - Справочная информация - Как получить информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе» на сайте Министерства торговли mintorg.gov.by. ОБРАЗЕЦ ПРЕТЕНЗИИ ПО НЕКАЧЕСТВЕННОМУ ТОВАРУ
Индивидуальному предпринимателю Петрову П.П. ЛОГОЙСКИЙ ТРАКТ, 199-991,220113, Г. МИНСК
ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧАпрож. по адресу: 220070, г. Минск, ул. Любая, 58 тел. д. 200-00-00, сот. 8-029-600-00-00 П Р Е Т Е Н З И Я
Я 13.05.2012 по договору купли-продажи приобрел у Вас мобильный телефон iPhone 5 стоимостью эквивалентной 200 долларам США по курсу Национального банка Республики Беларусь. На данный товар установлен гарантийный срок 12 месяцев со дня продажи. 05.12.2012 в указанном товаре проявился недостаток, который я считаю следствием заводского брака (экран произвольно мигает всеми цветами радуги и воспроизводит Имперский марш, пользоваться телефоном невозможно). В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: 1. замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; 2. соразмерного уменьшения покупной цены товара; 3. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; 4. возмещения расходов по устранению недостатков товара; 5. расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. На основании указанной статьи прошу принять у меня товар ненадлежащего качества и безвозмездно устранить недостатки. Статьей 22 Закона установлено, что недостатки должны быть устранены в четырнадцатидневный срок. Также п. 9 ст. 20 Закона предусматривает, что при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет. Если Вы не согласны с моим мнением о том, что недостатки товара имеют производственный характер, я согласен на проведение экспертизы в порядке, установленном Положением о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009 г. № 26). Прошу учесть, что в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона о месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.
06.12.2012 /подпись/ И.И.Иванов ОБРАЗЕЦ ПРЕТЕНЗИИ ПО НЕКАЧЕСТВЕННЫМ РАБОТАМ, УСЛУГАМ
ИП Кузовкину Алексею Дмитриевичу ул. Ясная, д. 8, кв. 15 223118, д. Кукуево т.м. 8044 322 22 33
Ивановой Марьи Ивановны, прож. по адресу: ул. Бирюлева, д. 18, корп. 1, кв. 20 220001, г.Минск т. моб. 8029 333 33 33
ПРЕТЕНЗИЯ
Я заключила с Вами договор от 07.04.2012 № 1029 на изготовление и монтаж стеклопакета по адресу: ул. Бирюлева, д. 18, корп. 1, кв. 20. Работы по установке изготовленного стеклопакета были завершены 15.04.2012. Однако 16.04.2012 из-за некачественного монтажа стеклопакет перекосился, стекло в углу оконного стеклопакета треснуло, откололась штукатурка с откоса. Пунктом 4.1 договора от 07.04.2012 № 1029 установлено, что гарантийный срок обслуживания изделий из ПВХ составляет 3 года. В соответствии со ст. 31 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" (далее – Закон) при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы, или иных недостатков выполненной работы потребитель вправе потребовать: 1. безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); 2. соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги); 3. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. 4. расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы; 5. безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, а также соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы. Основываясь на ст. 31 Закона, прошу безвозмездно устранить недостатки выполненных работ. Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со ст. 32 Закона недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены исполнителем в течение четырнадцати дней, если более длительный срок не оговорен соглашением сторон. За нарушение указанных сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) ис |